Приемный ребенок идет в сад или школу

Приемный ребенок идет в сад или школу

Приемный ребенок идет в сад или школу
Приемный ребенок идет в сад или школу

Для любого ребенка необходимость отправиться в детский сад или поступление в школу, перевод в другое учебное заведение или класс — всегда стресс. Когда меняется жизнь у приемного ребенка, ситуация требует особого внимания. Рассказывает Елизавета Матосова, психолог благотворительного фонда «Арифметика добра», руководитель Школы приемных родителей.

«Я с тобой, я о тебе помню»

Даже если вы взяли ребенка в семью в 2 года, он все равно помнит жизнь в детском доме. А любой детсад или школа напоминают ту жизнь: похожая обстановка. Страх может быть и неосознанным. Но главная травма приемного ребенка — что его снова оставят там. Поэтому важно убедить его, что его заберут домой. Все время подтверждайте: «Я за тобой приду».

«Скоро» — непонятное для малыша слово. Говорите точнее. Если обещаете прийти через 5 минут, то лучше так и сделать. Или, например, «Ты два раза покушаешь — позавтракаешь, а потом пообедаешь — а после обеда я приду», «Ты поспишь, и я уже приду». Важно, чтобы в этом случае вы действительно забрали малыша после обеда или после тихого часа. Сдерживайте обещания.Стоит дать ребенку с собой вещь, которая будет ассоциироваться с вами.     Необязательно игрушка, это может быть ваш блокнот или, допустим, ваша рукавичка. Нарисуйте для ребенка рисунок, придумайте ваши с ним секретики. Главный посыл этой ценной вещи для ребенка — «Я с тобой, пока меня нет рядом, я о тебе помню».

Следите за словами

Не говорите: «Если будешь плохо себя вести, отведу тебя в сад» или «Ой, я от тебя сегодня так устала, завтра пойдешь в садик, хоть отдохну». Поход в сад должен быть не наказанием, а интересной и важной задачей.

Приемные дети могут первое время агрессивно вести себя в саду и в школе. Это проявление конкурентной борьбы за место под солнцем. Дети привыкают так вести себя в детских домах: чтобы выживать, они должны напоминать о себе любыми способами. Стоит заранее проговорить возможные сценарии поведения ребенка с воспитателями. Часто родители боятся говорить учителям и воспитателям, что ребенок приемный, но скрывать это неправильно.

«Мы все разные»

Для школьника большим бременем может стать тайна. Надо ли ему скрывать, что он приемный, или нет? Что можно говорить в школе, а о чем лучше умолчать? Говорить ли ему о своей жизни в детском доме? Что говорить о приемных родителях? Эти мысли беспокоят ребенка. Лучше всего заранее проговорить в семье все возможные вопросы, и решить вместе с ребенком, что и как ему стоит рассказывать. Найдите комфортный вариант для всех. Когда ребенок знает, что ему делать и говорить, ему будет эмоционально легче.

Для ребенка важно понимать, что то, что он когда-то жил в детском доме, — вовсе не предосудительно. Дайте ему твердую уверенность в том, что он вовсе не какой-то «другой». Что у каждого ребенка своя история, не хуже и не лучше. Просто все мы разные. Бывает, что приемные дети начинают ставить себя на постамент, хвастаются своим детдомовским прошлым. Это говорит о бессознательном желании привлечь внимание. Проговорите с ребенком и этот вариант, и объясните, что его прошлое — это не повод задирать нос или стыдиться.

Помните — все беседы нужно вести в доверительном ключе.

Объясните, что его школьная жизнь во многом будет зависеть от отношений с ребятами и учителями. Сделайте акцент в вашем разговоре на учебе, обсудите, зачем вообще нужна школа и какие цели ставит ребенок в ходе учебы.

Важные тонкости

Если вы только взяли в семью ребенка, не стоит сразу вести его в сад или в первый класс. Возьмите паузу в год — одного месяца на взаимную адаптацию вам точно не хватит. Как раз в этот период и будет идти подготовка ребенка к социализации в садике или школе: ребенок поймет, что вы не хотите от него избавиться. Возникнет доверие, наладится семейная жизнь.

Надо ли оберегать детей от возможных тем семьи и маминой любви, которые могут возникнуть в саду или школе? Для детей тема родителей важная, они как раз хотят об этом говорить. Это мы, взрослые, боимся. Поэтому разговоры о маме, папе или песни на эту тему не будут для ребенка травмой. К тому же дети сами решают для себя, о ком они поют, — о приемной или о кровной.

Как узнать, все ли хорошо?

Спрашивайте малыша, как он себя чувствовал в течение дня, было ли ему уютно, спокойно, весело, интересно — или грустно, скучно, страшно. Старайтесь узнать детали, подробности. Избегайте общих фраз, спрашивайте конкретно: «Ты мыл ручки? А понравилось ли тебе, как пахло мыло?».

Что касается школьника, то следите, не стал ли он более замкнутым, агрессивным, может быть, что-то поменялось в его рисунках, в играх. А дальше проследите за изменениями: ребенку становится лучше или хуже?

Порой родители не знают, как справиться со сложной ситуацией. Важно не бояться обращаться к психологам, мы всегда готовы поддержать приемные семьи.