Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школе

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка. Каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

И от того насколько успешным будет начало школьного обучения зависит его дальнейшая учёба. Что это значит « готовность ребёнка к школе?»

Главное - это сформировать в ребёнке психологическую готовность к обучению, интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.

Это достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребёнок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощённым, активным.

Но все эти качества необходимо в нём развить.


Понятие «готовность к обучению в школе» включает в себя три аспекта:

  • Физиологическая готовность.
  • Психологическая готовность.
  • Специальная готовность.

Физиологическая готовность - это физическое развитие ребёнка, его общее физическое состояние, развитие общей и мелкой моторики. Общая моторика —это умение ребёнка прямо и твёрдо ходить, бегать, прыгать, т. е. умение управлять своим телом в движении. Мелкая моторика - это развитие гибкости пальцев рук и развитие кисти рук.

Хорошо развиваются кисти рук при занятиях рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением различных поделок, владением ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Хорошо помогает и пальчиковая гимнастика.

Или такой вид работы, как шнуровка, вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц. Важная роль отводится и штриховки. Штриховка - это один из видов письма, а также важный элемент развития мелкой моторики кисти рук.

Второй аспект подготовки к школе - это психологическая готовность:

Социальная готовность. Принятие позиции школьника, умение общаться, позитивно относиться к обучению в школе. Для того, чтобы учитель смог начать работу с ребёнком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встрече с учителем, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Нежелание учиться чаще бывает в таких случаях:

— в дошкольном детстве ребёнок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на отказ от усилия. Другими словами, родители все делают за него.

— у ребёнка дома заранее сформировали страх перед школой ( «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!")

— либо школу рисуют в радужных тонах. Столкновение с реальностью школьной жизни может вызвать сильное разочарование.

Интеллектуальная готовность - она включает:

— развитие речи. Ребёнок должен осмысленно говорить, любить книгу, с помощью которой обогащать свой словарь.

— любознательность и наблюдательность.

— развитую сенсорику - это знание детьми цвета, формы, величины, пространственных отношений.

— развитую память, внимание, мышление.

Эмоционально-волевая готовность - это самоконтроль, умение и стремление преодолевать трудности и умение содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.


Школьное обучение - непрерывный процесс общения. Важно научить ребёнка общаться и сформировать у него такие навыки:

— умение слушать и слышать своего товарища. Очень часто дети, разговаривая, кричат, перебивают друг друга. Говори тогда, когда собеседник закончит свою мысль.

— пользоваться словами вежливого общения избегать грубостей. Это важная проблема современного общения.

А взрослые в свою очередь должны чаще использовать поощрения для своего ребёнка, радоваться успехам.

Третий аспект подготовки к школе - это специальная готовность, а именно - это умение читать, считать, знать буквы алфавита. Но для начала нужно научить ребёнка правильно держать карандаш, ручку и обращать особое внимание на правильную посадку во время письма. Ребёнок должен знать печатные буквы и писать ими. Это требование к 7 -летнему ребёнку. Очень хорошо, если он ещё и будет читать.

1 Сентября - это цветы, улыбки, поздравления, радостное волнение, а потом наступают школьные будни: радости и неудачи, познание нового и горечь обид. Необходимо время, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками и приспособились к новым условиям в школе. Этот период зависит вплотную от состояния здоровья ребёнка, от уровня стартовой готовности к школьному обучению.